Инновации в резервуаростроении

14 НОЯБРЯ 2017 г. на конференции по резервуаростроению в рамках выставки «Металл-Экспо’2017» в г. Москве Тумко Александр Николаевич, кандидат технических наук, Главный металлург «Балтийская нержавеющая сталь» представил доклад на тему: «Инновационные материалы для изготовления резервуаров».

Компания «Балтийская нержавеющая сталь» (г. Санкт-Петербург) за последние годы разработало и внедрило технологию производства широкоформатных листов толщиной более 8 мм, шириной более 3000 мм длиной до 13000 мм из нержавеющей стали марок 08-12Х18Н10Т, 10Х17Н13М2Т. Работа проведена для реализации инновационных идей в резервуаростроении с целью импортозамещения, так как на заводах России производство листов из нержавеющих сталей шириной более 1500 мм было не освоено и приходилось эту продукцию импортировать.
Ранее при изготовлении одного вагона-цистерны требовалось шесть листов шириной 1500 мм. Увеличение ширины листа до 3000 мм и более позволило уменьшить число обечаек в цистерне до трёх и сократить число поперечных сварных швов на цистерне с пяти до двух, т.е. в 2,5 раза. Также использование широкоформатных листов для изготовления эллиптических днищ позволяет исключить сварные швы на днищах цистерны. Таким образом использование листов шириной более 3000 мм вместо листов шириной 1500 мм обеспечило уменьшение общей длины сварных швов более чем в три раза с учётом отсутствия сварных швов на днищах.
Это обстоятельство, наряду с тем, что для изготовления обечаек и днищ используют листовую сталь 12Х18Н10Т, обладающую изотропными механическими свойствами высокого уровня, на 9-20 % выше для предела прочности, на 6-36 % для предела текучести и на 20-60 % для относительного удлинения, имеющую низкую загрязнённость неметаллическими включениями за счет ограниченного содержания углерода в пределах от 0,03 до 0,06 %, серы не более 0,002 % и кислорода не более 0,0045 %, обеспечивает прочность котла, стойкость его против разрушения под воздействием динамических нагрузок, высоких давлений при повышенных температурах и химически активных грузах, обеспечивает высокую надёжность цистерны в ходе её эксплуатации.
Опытная эксплуатация цистерны, изготовленной из инновационного материала показала увеличение межремонтного интервала до 4 лет (для серийных вагонов-цистерн межремонтный интервал составляет 3 года) и, следовательно, срок службы вагона-цистерны увеличивается на 25 % до 32 лет. При этом объём цистерны увеличен на 9,8 % (до 42,15 м3) по сравнению с серийными.